Интервью 21 февраля 2025

Денис Мосалев: должна быть максимальная мечта, которая будет вести тебя дальше, а не оставит жить в прошлом

Исполняющий обязанности главного тренера «Бреста» – о планах команды, завершении игровой карьеры и выступлении в КХЛ.

– В последнем матче «Бреста» с «Химиком» вы отметили, что на лед вышли настоящие мужики и сыграли так, как надо. Что стало главным фактором победы в такой непростой встрече?

– Мы сравнивали с первым матчем, разговаривали на эту тему с мужиками, именно, что с мужиками. Говорил им, что надо добавлять в характере, в борьбе, в заблокированных бросках. Во второй встрече в этих компонентах ребята добавили, так что я был уверен в нашей победе.

На каждую игру всегда нужно выходить с характером и доставать из себя все, что у тебя есть. Только тогда будет результат.

– После первого матча (0:2) вы говорили, что в атаке ребята не всегда в себя верят, не хватает хладнокровия. За счет чего удалось решить эту проблему в ответном матче (3:2)?

– Всегда говорю, что не нужно отыгрываться, надо брать инициативу в свои руки, гнуть свою линию и вести в счете по ходу игры. Не догонять соперника, а сначала включаться и забивать голы.

– Команда продолжает ожесточенно бороться за плей-ин. Каждый балл на счету. Как мотивируете парней на борьбу?

– Не раз говорил – не надо думать о прошлом или о будущем. Есть конкретно одна игра, где ты должен выложиться, и вся команда должна быть друг за друга.

Сейчас самое главное – результат. Не нужно ни красивой игры, ни обилия голов. Если оно пойдет, ребята это почувствуют и раскрепостятся. Но сейчас пока основной акцент делается именно на результате. Два очка в каждой встрече нужно забирать.

– Вы уже полтора месяца занимаете должность исполняющего обязанности главного тренера «Бреста». После назначения признавались, что очень переживали и не могли две ночи заснуть. Как сейчас себя чувствуете на этой должности?

– Сейчас получше. Уже освоился на этом посту.

Вначале не было ни тренировочного плана, ни тактики ведения игры. В первых матчах терялся: было много аспектов, где нужно брать инициативу в свои руки, подсказывать и направлять ребят. До этого у меня не было такого опыта. С этим первое время пришлось очень тяжело. Сейчас же более или менее все встало на свои места.

– Поговорим о вашей карьере. Вы начинали путь в Магнитогорске – известной кузнице сильных игроков. Расскажите больше о местной школе. За счет чего воспитанники «Магнитки» становятся известными игроками?

– Думаю, ни для кого не секрет, что там не очень большой город. У тебя два выбора: либо ты хоккеист, либо идешь работать на комбинат [Магнитогорский металлургический комбинат]. И такая ситуация – у основной массы ребят, у которых нет влиятельных родителей или других бонусов. Приходится всего добиваться самому.

Это закаляет, характер дает. Причем не только на площадке, но и по жизни. В «Металлурге» ты должен преодолевать себя каждый день, включать свою волю и выдержку. Это основополагающие моменты, которые помогут любому хоккеисту.

Плюс в Магнитогорске также очень большая конкуренция. Если ты не будешь выполнять игровые задания, держать высокий уровень, тебя просто сожрут другие ребята. Долго потом придется ждать второго шанса, а его может и не быть.

– В начале хоккейного пути вашим агентом был Андрей Разин. Сейчас он – главный тренер вашего родного клуба, в прошлом году с ним Кубок Гагарина завоевал. Каково поработать с Андреем Владимировичем?

– Это очень уважаемый мною хоккеист. Много общались вне хоккея, даже семьями дружили. К сожалению, спустя время так сложились обстоятельства, что пришлось прекратить сотрудничество, однако расстались по-дружески. Никакой злобы не затаили, каждый пошел по своему пути.

Если говорить о тренерской карьере, то я очень рад за него. Знал, что добьется больших высот, это он показал на деле. У Андрея Владимировича есть характер и профессиональное отношение к делу, он неравнодушен и всегда живет хоккеем.

– Сейчас за «Металлург» играет Владислав Еременко – ваш бывший партнер по минскому «Динамо». Что можете о нем сказать?

– Мы не так долго были в одном составе. Он – хороший, качественный защитник на уровне КХЛ, сейчас выступает за сильный клуб. Рад тому, что он стал чемпионом с Магнитогорском.

Владислав всегда качественно делает свою работу. Может, не так ярко играет, но в защите у него всегда порядок. За это его и приглашают такие команды, как «Металлург», и он держит этот высокий уровень. Молодец!

– Вашу карьеру в КХЛ вполне можно назвать выдающейся. Два Кубка Гагарина, матчи за грандов лиги. Какая из всех команд, за которые вы выступали, оставила наилучшее впечатление?

– Московское «Динамо» и ярославский «Локомотив». Когда выступал за эти коллективы, был в самом расцвете сил. Там у меня все сложилось очень хорошо, были вполне неплохие сезоны.

Кто из партнеров оказал наибольшее влияние? Если брать «Динамо», то это Алексей Николаевич Кудашов и Юрий Иванович Бабенко, сейчас они оба являются тренерами в клубах КХЛ. Также отмечу Константина Горовикова – он настоящий хоккеист и профессионал.

При всей строгости Олега Валерьевича Знарка, эти игроки держали раздевалку, спрашивали с ребят. Ведь тренер зачастую не знает, что происходит в раздевалке. Он может догадываться, но всех мелочей не видит до конца. Здесь уже появляется работа для хоккеистов, у которых есть влияние и статус в команде. А они были ветеранами, которые могут поддержать, а где-то пихануть по-хорошему молодому игроку или своему товарищу. Это очень хорошие примеры, я многому у них научился.

– Олег Валерьевич – самый титулованный тренер в истории КХЛ. В чем секрет его успеха?

– Не раз говорил об этом. Он – очень хороший психолог, чувствует ребят и всю команду, знает, где надо закрутить гайки, когда можно посмеяться, если идет хорошая серия. Но, когда у команды начинается расхлябанность, Олег Валерьевич тут же начинает включаться и не дает никому расслабиться. Он каждый раз нам говорил: «Вы – профессионалы. Вы должны каждый день становиться лучше». Это очень хорошие слова, которые в жизни очень помогают, причем не только на льду.

– Еще один ваш бывший партнер по «Динамо», Артем Демков, рассказывал, что самый солидный контракт у него был в «Сочи». Вы также выступали за этот клуб. Как считаете, почему команда со столь приятными условиями не добивается больших успехов?

– Мое мнение, что клуб существует больше для развития молодежи. Не может команда добиваться успеха, когда у нее каждый сезон обновляется больше половины состава. Нет костяка, постоянно приходят новые ребята, среди них много молодых и не обученных. Им надо время, чтобы сыграться. В этом я вижу проблему «Сочи». Да, это неплохой клуб с хорошими условиями, все – на должном уровне. Но чтобы добиваться высоких задач, нужно иметь костяк и строить команду из года в год.

– Теперь перейдем к этапу карьеры в Минске. Как вы получили предложение от минского «Динамо»? Что вас привлекло в команде?

– Тогда у меня была сложная ситуация. Не мог найти клуб до конца декабря и подписал контракт с минским «Динамо» за день до дэдлайна. Не выбирал, но поступило предложение – и я с радостью согласился, готовился к дебюту. Тогда чувствовал, что могу продолжать играть на привычном уровне, были силы и амбиции. Хотелось себе доказать, что это еще не конец.

В том сезоне мы удачно провели концовку сезона. С плей-офф немного не получилось: попали на СКА, но и там достойно сыграли. Мне предложили контракт на следующий сезон, и я вновь согласился.

– Вы отыграли под руководством Крэйга Вудкрофта. Некоторые хоккеисты вспоминали, что он был довольно жестким тренером. Что можете вспомнить о его методах?

– Это и вправду требовательный специалист. Он очень много обращает внимания на детали игры и на разные мелочи – как ты подходишь к шайбе, к игроку соперника, где располагаешься на льду. Однако именно эти моменты и помогают хоккеисту расти.

– После минского «Динамо» перешли в солигорский «Шахтер». Насколько для вас отличался уровень Betera-Экстралиги от КХЛ?

– Уровень отличался в мелочах, например, в передачах. Хоккеисты в Betera-Экстралиге не могут отдать такие передачи, как в КХЛ, а это очень бросается в глаза.

Также отличается и профессионализм игроков. Если нет общего зала или любой другой дополнительной работы, то все просто расходятся по домам. А ведь ты игрок, профессионал. Необходимо чувствовать свое тело. Если тебе чего-то не хватает, ты должен сам дорабатывать индивидуально.

При этом, скорости и борьбы в Betera-Экстралиге больше, чем в КХЛ. Здесь играют в тело, всегда тебя прессингуют. В этом плане чемпионат Беларуси даже жестче.

– Вместе с вами «Шахтер» показал отличный сезон. Михаил Шалагин установил рекорд результативности, забивая почти в каждом матче. Но при этом солигорчане не смогли взять Кубок Президента. Как считаете, чего не хватило в плей-офф в решающий момент сезона?

– Это был вполне хороший сезон. Выиграли регулярный чемпионат, первый раунд прошли со счетом 4-0. Между раундами была большая пауза, и из-за этого, возможно, потеряли тонус.

Нас не хватило на всю серию с «Брестом». У соперников была хорошая команда, они использовали свои моменты и заслужили победу своим отношением и самоотверженностью, заблокировали много наших бросков. Мы были по классу выше, но это не всегда играет роль.

– Почему в дальнейшем вы приняли решение завершить карьеру игрока? Что для вас стало основным фактором?

– Летом готовился еще поиграть, тренировался в полную силу. Но поступило предложение от Сергея Анатольевича Сушко поработать помощником главного тренера в «Бресте». Мы сели с супругой, поговорили и пришли к выводу, что поиграть я смогу максимум еще один сезон. И раз поступило такое предложение, решили не ждать и сразу перейти на новый этап, и мне он понравился.

– В прошлом сезоне «Брест» с выходом в финал стал главной сенсацией чемпионата. Чувствуете ли особое давление из-за прошлогоднего успеха?

– Не сказал бы, что испытываю какое-либо давление. Всегда стараюсь работать на максимум и прививаю это команде. Некоторые ребята еще живут прошлым сезоном, а это – главная причина того, что игрок останавливается в развитии. Должна быть максимальная мечта, которая будет вести тебя дальше, а не оставит жить в прошлом. То, что было раньше – уже прошло. Нужно ставить новые цели, задачи и идти к ним.

– Под вашим руководством за «Брест» выступают и игроки с солидным опытом в КХЛ, среди них – Евгений Лисовец, Ярослав Косов, Илья Казьянин. Ощущается ли разница в классе между ними и другими парнями из команды?

– Только в мелочах. Кто-то может быстрее отдать точную передачу, навязать борьбу за шайбу или сразу бросать по воротам. Тот же Илья Казьянин, у которого хороший бросок и игра перед воротами.

Каждый должен показывать в игре свои сильные качества. Не заниматься чужой работой, а качественно делать свою.

– Как у вас выстроена коммуникация с командой? Все ли понимают с первого раза или чаще приходится пихать некоторым игрокам?

– Вполне неплохо. Не скажу, что отношение ко мне пренебрежительное из-за того, что до этого нигде не работал тренером. Здесь такого нет.

Сразу ребятам обозначил, что требуется от меня и от них. У нас было большое собрание, где всем донесли, что каждый должен делать, и все парни отлично поняли свои задачи.

Раньше я на это не обращал внимания, когда был игроком. Но сейчас, когда стоишь сверху над составом, по-другому видно, как команда настроена на игру. Если идет расхлябанность и вялость, то начинаешь подзбадривать, это нормальная практика.

А иногда – наоборот: команда «перегорает», игра не идет. Начинается сумбур в действиях, тогда ребят надо успокоить. Это все с опытом приходит, но со стороны уже многое прекрасно видно.

– Воспринимаете ли вы работу в «Бресте» как потенциальный трамплин в тренерской карьере? Рассчитываете вернуться в КХЛ в качестве тренера или в тренерском штабе какой-нибудь команды?

– Конечно! Плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом.

То, что я получаю здесь, – это неоценимый опыт. Но у меня есть свои цели, прежде всего спортивные, и они не заканчиваются в Бресте.

Всегда нужно работать и доказывать, что ты чего-то стоишь. Никто тебя не будет ждать с распростертыми объятиями.

– Берете ли какие-то наработки из игровой карьеры? На что делаете ставку при подготовке игроков?

– Да, конечно. Сейчас уже гораздо чаще начинаешь вспоминать, прокручивать поведение своих наставников в диалоге с командой. Это все идет тебе в плюс.

Для меня на первом месте стоят дисциплина, ответственность и выполнение игрового задания. Причем ответственность не только за себя, но и за команду. Каждый должен понимать, что хоккей – это командный вид спорта, ты не один выходишь играть. За тобой стоит еще 20 человек, а с ними – тренерский и административный штаб, болельщики, город.

Когда пятерка выходит на лед, все должны быть на одной волне. Если надо обороняться, то это четкая оборона. Если играем в атаку – то даю немного пофантазировать, но все равно какие-то наработки должны быть использованы.

– Перед сезоном Betera-Экстралига пополнилась смоленским «Славутичем», в следующем сезоне, говорят, могут добавиться и другие команды из России. Как считаете, это поможет чемпионату стать сильнее?

– Думаю, что это однозначно поможет. В чемпионат приходят игроки из России – воспитанники хороших школ, а это – свежая кровь. Чем больше будет игр в чемпионате, тем лучше. Новые команды – это большой плюс для лиги.

– Как оцените уровень нынешнего белорусского чемпионата?

– Он очень хорошего уровня. К тому же, с каждым годом этот уровень только растет. Приходят новые игроки, старожилы Betera-Экстралиги держат уровень, а кто-то еще может шагнуть выше. Сейчас за красивые глаза никого не держат, а это всегда такой импульс, когда тебя подпирает молодежь. Тогда тебе надо шевелиться и доказывать свой статус.

– Чего ждете от «Бреста» в нынешнем сезоне? В случае попадания команды в плей-ин, какой результат хотели бы показать?

– У нас одна задача: побеждать в каждом матче, как бы ни было тяжело. К этому надо стремиться, ведь тогда у тебя и появится психология победителя. Я не фанат загадывать: всегда говорю, что есть один матч, и его нужно выигрывать. А дальше уже будет видно.


Источник: sport5.by